Существует много приборов, устройств, элементов, которые должны выполнять задачи адаптации пространства для нужд маломобильных групп населения (МГН). Среди них особое место имеют мнемосхемы — средство навигации и ориентирования в пространстве для лиц с нарушениями зрения. Мнемосхемы относятся к группе тактильных элементов доступности ТЭД (ДБН 2.2.40-2018, раздел 8).

Мнемосхемы не является чем-то новым для Украины. Напротив, количество их на разных типах объектов растет в геометрической прогрессии. Но проблема в том, что соответствующие изделия (как и многие другие в области доступности) в 90% случаев заказывают, изготавливают и устанавливают по формальному признаку. То есть — «чтобы было» … Чтобы показать их во время различных проверок, СМИ или абстрактным правозащитникам, которые, не понимая нюансов, фиксируют наличие или отсутствие тех или иных элементов доступности без привязки к потребностям конкретного пользователя.

Что такое мнемосхема? Это обычная навигационная схема, адаптированная для восприятия лицами с нарушениями зрения. Ключевое слово здесь -АДАПТОВАНА.

Которые сегодня в основном существуют мнемосхемы в Украине? Это обычные планы эвакуации, вся адаптация которых заключается лишь в том, чтобы представить информацию в тактильном виде. Никто особо не переживает, сможет ли незрячий пользователь понять эту схему на ощупь, сможет сориентироваться по ней. Никто особо не переживает, сможет ли пользователь с пониженным или остаточным зрением воспользоваться схемой или сориентироваться с помощью схемы.

✅Сегодня ситуация начинает меняться благодаря ПОГ «Ресурсный центр» Безбарьерная Украина», который в Украине является одним из лидеров по разработке и внедрению концепции доступности среды для нужд МГН, и который сегодня не имеет конкурентов по качеству производства тактильных информаторов.

Меняется сама концепция подхода к изготовлению мнемосхемы. Вернее, концепция не меняется, оно направлено к единому возможного конечного результата.

Первую попытку воплощения нового подхода было реализовано на станции киевского метрополитена «Святошин». Уже неоднократно отмечалось, что станция метро «Святошин» после капитального ремонта является одним из немногих объектов в Украине, практически полностью доступных и безопасных для различных категорий МГН, в том числе для лиц с нарушениями зрения.

Одной из важных составляющих комплексной доступности станции стали новые мнемосхемы, выполненные в принципиально новом формате. В чем же заключается новый подход?

Прежде всего необходимо разработать навигационную схему, то есть схему, понятную любому пользователю, с помощью которой пользователь легко и быстро сможет получить необходимую информацию.

Далее эту схему необходимо адаптировать. В нашем случае — для лиц с нарушениями зрения. То есть использовать различные типы цветов для различных типов объектов, отработать размеры и формат плоских шрифтов, а также адаптировать полученный результат в тактильном виде и шрифтом Брайля.

Причем, скажем снова, ключевое слово здесь — АДАПТИРОВАТЬ. Не выполнить (скопировать) ТОТАЛЬНУЮ тактильность плоскопечатанного варианта, а разработать принцип тактильной навигации и ориентирования с помощью соответствующей схемы. Соответственно здесь должен работать (и был привлечен) тандем дизайнера, тифлопедагога-адаптера и специалиста, разбирающегося в вопросах ориентирования и мобильности в пространстве людей с нарушениями зрения. Никаким другим образом ввести реальную доступность невозможно, если мы говорим, что хотим собственное обеспечение доступности, а не отчетности о доступности, невозможно в принципе.

Для Станция метро Святошин специалисты РЦБУ (ПОГ «Ресурсный центр» Безбарьерная Украина») разработали и изготовили три типа мнемосхем по назначению:

🔶 ориентирования на перроне,
🔶 ориентирования в вестибюле,
🔶 ориентирование на путях движения выходов из подземного перехода.

По разным оценкам, соответствующие мнемосхемы в целом выполняют свои функции, но, как было, это была лишь первая попытка ввести именно такую ​​систему мнемосхем.

Теперь разработчики понимание, что именно, в каком направлении и формате нужно совершенствовать дальше. И уже на других станциях Киевского метрополитена (первой среди них есть станция «Сырец»), пользователи уже очень скоро смогут воспользоваться удобными и усовершенствованными вариантами навигационных схем для лиц с нарушениями зрения — как для незрячих, так и с пониженным зрением.

✏️Немного о нас: ПОГ «Ресурсный центр» Безбарьерная Украина «- это компания профессионалов, которая работает уже более 12 лет в сфере организации социально-значимых объектов различных средств и оборудования, предназначенных для безопасности и комфорта передвижения маломобильных групп населения. Мы даем возможность перемещаться любому человеку, независимо от его физических особенностей. Цель нашей работы — «Инклюзивное Украина — доступная каждому!» А основное направление нашей организации — это индивидуальный подход к адаптации окружающей среды для маломобильных групп населения.

Получить консультацию

Мы с радостью ответим на все ваши вопросы