
Недобросовестные производители товаров для незрячих: проблема, о которой не говорят вслух
В мире, где доступность и инклюзия набирают все большее значение, важно обращать внимание не только на количество инициатив для людей с нарушением зрения, но и на их качество. Особенно это касается продукции, предназначенной для незрячих - в частности табличек, указателей, информационных носителей с текстом шрифтом Брайля. К сожалению, реалии свидетельствуют о том, что рынок наполняется товарами сомнительного качества от безответственных производителей. И эти недостатки - не просто об эстетике или комфорте. Это - вопрос безопасности, доступа к информации и достоинства людей.
Ошибки в шрифте Брайля: не просто типографские, а критические
Некоторые производители печатают текст шрифтом Брайля с грубыми ошибками: перепутанные буквы, отсутствующие символы, неравномерные интервалы. Такие таблички не только не выполняют своей функции, но и дезориентируют человека, который пытается ими воспользоваться. Представьте, что на информационном знаке с адресом вместо номера дома «2» написана буква «Б», так как обозначение цифр при написании штрифтом Брайля нуждается в дополнительном знаке - подобный эффект вызывает ошибочный Брайль. Но в отличие от текста для зрячих, ошибки в рельефном тексте заметить человеку, не читающему Брайль, сложно.
Не соблюдение государственных норм (ДБН)
В Украине действуют государственные строительные нормы (ДБН В.2.2-40:2018), регламентирующие параметры рельефно-точечного шрифта:
- высота точки должна составлять не менее 0,6 мм,
- расстояние между точками, символами и строками должно соответствовать установленным стандартам,
- размер точечного шрифта должен быть удобным для прикосновения.
Однако некоторые компании экономят на материалах или не владеют технологией, из-за чего точки оказываются плоскими, размытыми или вообще сливаются между собой. Некоторые производители, стремясь удовлетворить требования клиента в визуальном дизайне, увеличивают или уменьшают шрифт Брайля. Это делает шрифт полностью непригодным к использованию.
Пренебрежение безопасностью людей с инвалидностью
Отдельной проблемой является игнорирование или непонимание особенностей изготовления товаров для незрячих. Так многие производители делают таблички со шрифтом Брайля с острыми углами или необработанными краями, что чревато травмами пальцев. Человек, который пользуется осязанием как основным способом взаимодействия с окружающей средой, должен иметь дело с абсолютно безопасными объектами. И здесь речь идет не только о комфорте, а о базовой безопасности.
Похищение чужих макетов - этическая деградация
Еще один тревожный аспект - плагиат. Некоторые производители не разрабатывают собственные дизайн-решения, а просто копируют макеты табличек и указателей из интернета, часто даже без разрешения авторов. При этом они не всегда понимают, как правильно адаптировать макеты под технические и эргономические требования. В результате - еще больше ошибок и еще меньше ответственности.
Некорректное расположение
И напоследок, важным является вопросом о размещении табличек для людей с инвалидностью. Несмотря на здравый смысл, некоторые заказчики устанавливают таблички в местах, где есть преграды и трудно добраться до таблички со шрифтом Брайля или мнемосхемы (заказчики забывают, что некоторым категориям людей нужно физически прикоснуться к объекту, чтобы получить информацию). А иногда даже размещают фасадные таблички в рамку под стекло, чтобы защитить от внешнего воздействия или сделать более презентабельной и совершенно не учитывая главную функцию тактильной таблички - информирование людей с недостатками зрения!
Кто страдает?
В первую очередь - сами незрячие пользователи, которые не получают доступа к полноценной информации. Также страдают организации, которые заказывают подобную продукцию, рассчитывая на качество и соответствие нормам, а в результате получают жалкую имитацию инклюзии.
Что с этим делать?
1. Повысить контроль. Создать комиссию по контролю, которая бы следила за соответствием товаров нормам ДСТУ и ДБН.
2. Публичность. Важно привлекать внимание к таким случаям в СМИ, социальных сетях, среди сообществ людей с инвалидностью.
3. Образовательная работа. Обучать производителей, дизайнеров, архитекторов особенностям работы со шрифтом Брайля и универсальным дизайном.
4. Поддержка ответственных компаний. Важно создавать рынок, где выигрывают не самые дешевые, а самые качественные.
Инклюзия - это не маркетинговый ход и не формальное требование. Это о достоинстве, равенстве и уважении. И если кто-то не понимает этого - на это должно обратить внимание все сообщество.