Универсальные навигационные схемы (мнемосхемы) установлены в специальной школе для детей с нарушениями зрения
ПОГ "Ресурсный центр "Безбарьерная Украина" ОС ВОО "Национальная ассамблея людей с инвалидностью Украины" разработал и установил в специальной общеобразовательной школе-интернате №5 им. Я.П. Батюка в Киеве современные универсальные мнемосхемы, выполненные специально для этого учебного заведения.
Мнемосхемы – это средство ориентирования и навигации для лиц с нарушениями зрения, один из видов тактильных элементов доступности (ТЭД). В соответствии с рядом нормативных актов Украины, прежде всего, ГСН В.2.2-40:2018 «Инклюзивность зданий и сооружений» (ДБН В.2.2-40:2018 «Інклюзивність будівель і споруд»), мнемосхемы должны быть установлены на объектах общественного назначения, в учебных, реабилитационных учреждениях, на объектах транспортной инфраструктуры и др.
В киевской специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями зрения впервые установлены мнемосхемы 1-го, 2-го и 3-го этажей здания. Над этой разработкой вместе работали специалисты-тифлопедагоги и профессиональные дизайнеры, мнемосхемы прошли необходимую апробацию и доступны для восприятия всех пользователей – детей и взрослых с нарушениями зрения.
«Когда нет специально разработанных понятных указателей, незрячие люди ориентируются по тем ориентирам, которые у них есть. Это может быть какой-то выступ, какая-то ямка или яркий запах. В последнее время появляются указатели или схемы для облегчения ориентировки в пространстве, устанавливаемые внутри помещений или на улицах. Конечно, по мнемосхемам ориентироваться намного легче и проще, чем, например, по запаху, и это вызывает очень сильные позитивные эмоции. Здесь же мы работали ради детей, вкладывая наши усилия и знания в их развитие в будущем. И это вдохновляет на продолжение работы».
Технический директор ПОГ РЦБУ Руслан Рубель
При условии качественного исполнения и соблюдения всех норм доступности, удобства и безопасности в использовании, мнемосхемы, установленные в школах, где учатся дети с глубокими нарушениями зрения, должны исполнять ряд задач и функций: обучающую, развивающую, безопасной и свободной навигации в здании. Использование мнемосхем позволит ученикам правильно представить общий план школы, а это, в свою очередь, значительно облегчает навыки ориентирования в пространстве и создает психологический комфорт и уверенность в своих силах. Это чрезвычайно важно, потому что для ориентирования в пространстве людей с нарушениями зрения – незрячих и слабовидящих – самыми важными являются не технические средства, а их собственные внимание, память и сформированная система пространственных представлений об окружающем мире.
Разработка, изготовление и установка мнемосхем в помещении школы-интерната № 5 им. Я.П. Батюка были запланированы давно. Всё это стало возможно при финансовом участии компании SmartiwayUA (директор – Валерий Муратов). Руководство и коллектив этой компании не на словах, а реальными делами показывает, как можно воплотить в жизнь ведущие ценности – социальную ответственность и инклюзивность, и не только финансовую, создаваемую собственными руками. Ресурсный центр «Безбарьерная Украина» искренне благодарит наших партнеров из компании SmartiwayUA за доброе дело и действенную заботу об учениках и учителях школы-интерната.
Наши специалисты уже не один год плодотворно сотрудничают со специальной общеобразовательной школой-интернатом № 5 им. Я.П. Батюка. Так, в конце 2018 года Ресурсный центр «Безбарьерная Украина» разработал для кабинетов школы универсальные информационные таблички с тактильной составляющей (шрифтом Брайля), исполненные увеличенным плоским шрифтом на контрастном фоне. Это позволяет прочесть такую табличку и самостоятельно сориентироваться в помещении каждому человеку.
У нашего сотрудничества со школой и особого внимания именно к ней есть своё объяснение. Здесь учатся дети с нарушениями зрения – именно для них предназначены разработки, которые исполняют и воплощают наши специалисты. Именно поэтому мы последовательно и планомерно реализуем в этой школе самые современные подходы к организации доступного пространства по всем критериям нормативной базы Украины.
Создав и воплотив доступное пространство в специальной школе, мы не только решаем вопросы безопасности и комфорта, обеспечиваем учителей и учеников доступной рельефно-тактильной наглядностью для проведения занятий по ориентированию, но и с детства обучаем детей пользоваться этой доступностью.
Таким образом, в результате системного многолетнего труда киевская специальная общеобразовательная школа-интернат № 5 им. Я.П. Батюка стала одной из первых в Украине, где установлены самые современные, качественные и красивые мнемосхемы универсального назначения, и ученики школы уже оценили их пользу и удобство.